Паспорт проекта
«Русский язык как неродной для детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком (в том числе для детей-мигрантов)»
Название ОУ (по Уставу) | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 87 |
Тема проекта | «Русский язык как неродной для детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком (в том числе для детей-мигрантов)» |
Статус | «Базовое учреждение» городской сетевой инновационной площадки (приказ/распоряжение Управления образования № 291р от 09.04.2007 г ) |
Сроки реализации проекта | 2006-2010 годы |
Цели проекта | Обеспечение для детей мигрантов посредством изучения русского языка равных образовательных возможностей в освоении Государственного образовательного стандарта общего образования |
Задачи проекта | 1. Обеспечить условия для освоения русского языка детьми мигрантов: - Разработать программу факультативного курса «Русский язык как неродной» для учащихся основной школы, не владеющих или слабо владеющих русским языком; - Разработать программу логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с билингвизмом в начальной школе; 2. Создать научно-методические условия работы с детьми мигрантов: - разработать и внедрить обучающую программу для педагогов по организации и проведению кросс - культурных интегрированных курсов по теме: «Этнокультурная адаптация: механизмы, условия реализации в ОУ». 3. Организовать взаимодействие с родителями двуязычных детей, нуждающихся в дополнительном изучении русского языка 4. Создать условия для развития поликультурного пространства: - организовать работу детского поликультурного клуба «Радуга»; - организовать работу этнокультурного клуба «Контакт» для родителей и учащихся школы. 5. Организовать мониторинг эффективности реализации проекта «Русский язык как иностранный для детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком (в том числе для детей-мигрантов)» |
Основные направления работы |
|
- обследование детей мигрантов и детей - билингвов с учетом индивидуальных особенностей (первичная и повторная диагностика), ведение коррекционного мониторинга; - проведение анкетирования:
| |
Ожидаемые результаты | Качественные: Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении Государственного образовательного стандарта общего образования посредством изучения русского языка, развития поликультурного пространства школы. Количественные: 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, освоят Государственный образовательный стандарт общего образования на соответствующей ступени. |
Руководитель проекта | Краева Ирина Степановна |
План работы опорного центра «Русский язык как неродной для детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком»
на базе МОУ СОШ №87
2010-2012 гг.
Название мероприятия | Целевая аудитория | Дата проведения |
Социально-общественная презентация «Школа87 – опорный центр по теме «Русский язык как неродной для детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком (в том числе для детей-мигрантов)» | Методисты,педагогические работники города, родители | 08.10.2010 |
Печатное распространение педагогического опыта по теме преподавания русского языка как неродного: методический бюллетень, брошюры, книги, альбомы. | Руководители и педагоги ОУ города | 2010-2012 гг |
Создание и пополнение интернет-банкапедагогического опыта по теме преподавания русского языка как неродного. | Руководители, педагоги ОУ города | 2010-2012 гг |
Педагогические мастерские Час психолога «Психологическое сопровождение педагогов, работающих с детьми мигрантов » | Педагоги-психологи, педагоги ОУ города, работающие с детьми мигрантов | 19.11.2010 |
Педагогические мастерские. Час логопеда «Организация работы учителя-логопеда с учащимися, плохо владеющими русским языком » | Учителя-логопеды, педагоги ОУ города, работающие с детьми мигрантов | 17.12.2010 |
Педагогические мастерские Час филолога «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка как неродного» | Преподаватели русского языка, учителя начальных классов города, работающие с детьми мигрантов | 21.01.2011 |
Аукцион «педагогических идей» «Целевая программа «Межкультурное взаимодействие» как система непрерывного межкультурного образования в ОУ87» | Методисты, педагогические работники района | 18.03.2011 |
Демонстрационно-обучающий семинар «Проектировочная деятельность, как средство формирования межкультурной коммуникации учащихся » | Классные руководители, учителя начальной школы района | 22.04.2011 |
Методический семинар «Проект «Папина школа» - как средство формирования межэтнической толерантности» | Заместители руководителей по ВР района | 20.05.2011 |
Демонстрационно-обучающий семинар«Система психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности детей не владеющих или слабо владеющих русским языком» | Преподаватели русского языка, учителя начальных классов района, работающие с детьми мигрантов | 21.10.2011 |
Демонстрационно-обучающий семинар «Создание мультимедийного пособия по изучению русского языка в поликультурной среде» | Преподаватели русского языка, учителя начальных классов города, работающие с детьми мигрантов | 25.11.2011 |
Педагогическая студия Час истории «Проектировочная деятельность по воспитанию гражданской позиции учащихся» | Преподаватели истории, классные руководители района | 23.12.2011 |
Педагогическая студия Час музыки «Программа по формированию интереса к изучению музыкальной культуры разных народов мира «Музыка всемирный язык» | Преподаватели музыки, педагоги ДО района | 27.01.2012 |
Педагогическая студия Час ИЗО «Народный орнамент как художественный образный язык выражения мировоззрения той или иной культуры» | Преподаватели ИЗО, педагоги ДО района | 23.03.2012 |
Педагогическая студия Час физической культуры Программа «Игры народов мира» | Преподаватели физической культуры, педагоги ДО района | 27.04.2012 |
Демонстрационно-обучающий семинар«Интерактивные технологии в преподавании русского языка как неродного» | Преподаватели русского языка, учителя начальных классов города, работающие с детьми мигрантов | 25.05.2012 |
Педагогическая студия Час биолога «Формирование экологического мировоззрения учащихся через деятельность в школьном клубе «Земля – наш общий дом» | Преподаватели биологии, классные руководители района | 28.09.2012 |
Педагогическая студия Час психолога «Психологическое сопровождение детей и родителей мигрантов » клуб «Радушие» | Педагоги-психологи, педагоги ОУ города, классные руководители, работающие с детьми мигрантов | 26.10.2012 |
Фестиваль инновационного управленческого и педагогического опыта | Методисты, педагогические работники города, родители | 25.01.2013 |
Участие в V международном конкурсе образовательных проектов
«Диалог – путь к пониманию»
16 – 20 ноября в г. Москве состоялся финал пятого международного конкурса образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию», посвященный вопросам интеграции мигрантов средствами образования.
Оргкомитет конкурса был сформирован с участием руководителей и представителей Министерства образования и науки РФ, Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в РФ, Бюро ЮНЕСКО а Москве. Организацией-исполнителем проекта являлся АНО Центр межнационального образования «Этносфера». В 2010 году в конкурсе приняли участие более 180 образовательных учреждений и общественных организаций из 30 регионов РФ и двух сопредельных государств.
Город Екатеринбург представляли МОУ СОШ 87, 112, 170.
Лауреатом конкурса в номинации «Межкультурная коммуникация» стала средняя общеобразовательная школа № 87 Чкаловского района города Екатеринбурга.
Мероприятия, прошедшие в рамках работы опорного центра.
08.10.2010. Социально-общественная презентация
«Школа 87 – опорный центр по теме
«Русский язык как неродной
для детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком ».
9.11.2010. Педагогические мастерские
Час психолога
«Психологическое сопровождение
педагогов, работающих с детьми мигрантов»
17.12.2010. Педагогические мастерские.
Час логопеда
«Организация работы учителя-логопеда
с учащимися, плохо владеющими русским языком»
21.01.2011. Педагогические мастерские
Час филолога
«Актуальные проблемы
методики преподавания русского языка как неродного»